Соотношение понятий «проектная» и «исследовательская» деятельность

Настоящая статья представляет собой четвёртый раздел методической темы учителя математики Мельничук Татьяны Васильевны.

К сказанному в разделе 2 и разделе 3 методической темы о проектной и исследовательской деятельности, следует добавить, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием. С педагогической и психологической точки зрения прогнозирование служит эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. В процессе проектирования возможны три варианта построения прогнозов будущего результата:

  • детерминированный – полностью предсказуемый;
  • вероятный – предсказуемый с большой долей вероятности;
  • случайный – не поддающийся никакому прогнозированию.

Очевидно, что школьное проектирование, как для учителя, так и для учащихся, проходит в рамках первой составляющей, т.к. она опирается на знания и логику. А исследование находится частично и во второй, но преимущественно в третьей составляющей, которая не поддается никакому прогнозированию, и опирается в основном на интуицию.

Принципиальным отличием исследования от проектирования является тот факт, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Причем, этот процесс не ограничен, когда проектирование изначально задает предел и глубину решения проблемы. Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимой работы, формулирование изучаемой проблемы, выработку гипотез, их проверку.

Сформулируем более четко и структурированно общие характеристики проектной и исследовательской деятельностей.

Поисковая активность

Поисковая активность представляет основу (фундамент) проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Общественно-значимые цели и задачи

Результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования.

Структура

Структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

  • анализ актуальности вопроса (проблемы);
  • формулировка цели, задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов;
  • планирование последовательности и сроков этапов работ;
  • проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ;
  • представление результатов.

Компетенции и качества

Проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

Итоги

Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем.

Как уже отмечалось ранее, любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного результата – продукта, обладающего определенной системой свойств. Тогда как в ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ. В результате исследования возможен отрицательный или частичный результат.

Так как ученику своеобразным образом уже известен результат его проектной работы, то процесс реализации проходит по запланированным этапам, с учетом всех компонентов и характеристик, сформулированных в замысле проекта. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопряжена с постановкой проблемы исследования. Осознание научной проблемы и ее формулировка — значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Таким образом, нами выявляются три основные отличительные характеристики проектной и исследовательской деятельностей:

Результаты

Результат проектирования в основном известен учащемуся, а результат исследования нет.

Конечный продукт

Конечный продукт при проектировании чаще материален, а при исследовании – идеален (нематериален).

Процесс

Процесс проектирования четко структурирован, при исследовании не все этапы могу выполняться в обязательном порядке.

В заключение следует отметить, что у выпускников начальной школы уже должны быть сформированы умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата, использовать разные способы поиска, сбора, обработки, анализа передачи информации. Тем самым подтверждается, что ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться, уже заложены в обучающихся младшего звена. А получая основное общее образование, будучи включенными в активную познавательную деятельность, умения и навыки будут усовершенствоваться и компетенции продолжать формироваться.

Вернуться назад...

МЕТКИ >, , ,