Революция в системе образования Финляндии

Английская газета «The Independent» опубликовала сообщение о том, что Финляндия намерена устроить революцию в своем школьном образовании. Несколько рабочих групп, созданных специально для переосмысления образовательной системы, пришли к выводу, что необходимо… покончить со школьными предметами. В Великобритании, где тоже ищут новый путь развития образовательной системы, финские нововведения вызвали неподдельный интерес.

Финляндия занимает первое место практически во всех мировых школьных рейтингах. При этом и высшее, и общее образование в Финляндии являются совершенно бесплатными. Успех финского образования обеспечивают учителя, методы и заинтересованность детей в чтении. Учителя в Финляндии, как правило, – это отлично подготовленные и хорошо оплачиваемые специалисты. Их, кстати, берут в школы по конкурсу. Урок в финской школе отличается от традиционных уроков тем, что ученики активно общаются между собой и с преподавателем.

Но не только финские школьники лидируют в международных соревнованиях. Финские студенты тоже на хорошем счету. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), они получают высокие баллы по общей грамотности, математике и естественным наукам. Для справки: в Финляндии 52 высших учебных заведения, в том числе 20 университетов, позволяющих получить степень бакалавра, магистра и доктора, а также 32 политехнических учебных заведения. Все вузы государственные, обучение бесплатное. Среднемесячная заработная плата профессора – 4064 евро, минимальная – 3195 евро, а максимальная – 5045 евро.

Суть нынешнего финского нововведения затрагивает пока только старшие классы финской школы. Обучение по-новому будет вестись не по урокам, а по «темам, ситуациям, событиям» с применением полученных знаний по базовым дисциплинам. Например, одной из тем может быть «Европейский союз»: ученики должны будут говорить на тему, применяя знания по экономике, истории, политике, географии.

Кроме этого, как объясняет газета, будет изменен сам урок. Дети больше не будут сидеть пассивно на уроке и слушать учителя. Они станут больше говорить на уроке и обсуждать с учителем тему. Учеников будут мотивировать, чтобы они в небольших группах работали над решением проблем самостоятельно.

Финские учителя по-разному относятся к этому новшеству. Многие преподаватели и родители сомневаются в том, что такой переизбыток практики окажется полезным для учеников. Но высшее руководство знает, как мотивировать рядовых учителей. Педагоги, которые уже принимают эту новую систему и работают по ней, могут получить небольшую прибавку к зарплате. Учителя мало-помалу сдаются. Уже сейчас школы обязали ввести в течение года некоторые темы, структурированные по-новому. Около 70% городских учителей гимназии прошли в связи с этим специальную подготовку по новой методике обучения.

Как заявил Паси Силандер, менеджер по развитию города Хельсинки в интервью «The Independent»: «Мы ищем новый тип образования, который готовил бы детей для работы в будущем. В прошлом банкам были нужны множество бухгалтеров, которые вели подсчеты. Сегодня ситуация изменилась: даже маленькие дети способны с помощью компьютера произвести те же самые операции. Так что нам нужно измениться, чтобы приспособиться к обществу».

Кроме того, финским педагогам придется «потесниться» у школьной доски. Финское начальство выступает за «совместное преподавание». Что означает, что урок будут вести сразу два преподавателя. Считается, что так учителя будут давать тему объемнее. И, как надеются авторы реформ, к 2020 году во всех финских школах обучение будет проходить по-новому. К делу обучения должны еще подключиться производители игр.

Вообще финские реформаторы ведут себя как все реформаторы мира. Берут лучшее из разных систем образования и переносят в свою. Так, они в свое время позаимствовали многое из наших программ обучения. То, что они намерены сделать сегодня, уж очень напоминает метод проектов, который предложили американские теоретики-философы на заре XX века, и наше комплексное обучение. Последнее, параллельно и независимо от американцев, апробировали русские педагоги в 1905 году. Это сделала группа педагогов под руководством Станислава Шацкого. Только метод Шацкого был осужден в 1931 году. А вот американцам дорогу никто не перекрывал.

Авторы американского метода педагоги Джордж Дьюи и Вильям Килпатрик считали, что детям необходимо показать их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. А для этого нужна реальная проблема, взятая из жизни. Решая эту проблему и применяя полученные школьные знания, дети получают навыки, необходимые им для жизни.

Вернуться назад...

МЕТКИ >, ,