Революция отменяется?

Что происходит с образованием будущего? Что случилось с революцией, которую нам обещали пропагандисты нового дистанционного образования? Создатели edX, Iversity, «Универсариума» и других платформ с онлайн-курсами пытаются дать ответ на эти сложные вопросы.

Пару лет назад считалось, что массовые открытые онлайн-курсы (МООК), ведут к революции в образовании. Или как минимум являют собой самое заметное изобретение в этой области за последние лет сто. Пионеры движения, американские сайты edX, Coursera, Udacity, предлагали (и по-прежнему предлагают) бесплатно учиться чему, когда и где угодно по программам лучших университетов, от программирования и теории струн до поэтики и нейроэротики. МООК включают в себя видеолекции, общение с одногруппниками и преподавателями на форумах, домашние задания и экзамены — все как в обычном вузе и немного больше, если учесть попытки использовать на онлайн-курсах геймификационные системы поощрения. Казалось, что начинается бум нового образования. Количество слушателей на новых учебных сайтах исчислялось в миллионах. Свои курсеры появились в других странах, в том числе в России (см., к примеру, Universarium.org). Другое дело, что со временем шума стало меньше и восторги сменились чуть ли не разочарованием. Себастьян Трун, один из отцов нового движения, автор безумно популярных курсов про искусственный интеллект и самоуправляемую машину, неожиданно назвал программы своего проекта Udacity дребеденью и перепрофилировал его в платформу корпоративных тренингов. Выяснилось, что онлайн-курсы заканчивают 5–10% изначально записавшихся пользователей. Что их форумы содержательно не сильно отличаются от комментаторских на новостных сайтах. Что их довольно сложно монетизировать, если это вообще возможно. Наконец, главное обвинение в адрес МООК заключалось в том, что они в принципе не могут давать серьезные знания, готовить специалистов и уж тем более заменить традиционные образовательные институты (впрочем, недавние исследования эффективности онлайн-курсов говорят об обратном: могут — и не хуже, чем вузы). Воспользовавшись тем, что в Москве завершилась Edcrunch, первая конференция, посвященная новым образовательным технологиям, мы спросили у ее участников, что происходит с феноменом МООК и чего ждать от онлайн-курсов в будущем.

АНАНТ АГАРВАЛ

президент edX, профессор электротехники и информатики в МТИ

«Газета The New York Times назвала 2012-й годом МООК, и спустя два года мы все еще спорим о текущем состоянии этого движения. Но в одном сторонники и критики сходятся: появление МООК вызвало к жизни мощную дискуссию о будущем высшего образования. Никто два года назад не мог предсказать такого интереса. Возьмите один из наших первых курсов «Микросхемы и электроника». К нам тогда пришли 155 тысяч студентов из 192 стран — больше, чем за все мои годы преподавания в МТИ. Онлайн-курсы уже меняют облик образования по всему миру. У одного только edX три миллиона студентов. 71% — это мужчины. Средний возраст 26 лет, но есть и восьми-, и 95-летние студенты. Мы на пороге удивительного периода — я бы назвал его МООК 2.0 — подробнее об этом писал Wired. Нас сейчас больше всего интересует, какое неожиданное применение найдется у наших курсов, что еще будет такого, чего мы совершенно не могли предвидеть. В частности, онлайн-курсы способствуют развитию идеи непрерывного обучения. Это для тех, кто считает, что окончание вуза не означает конца учебы. Человек меняет школу на работу, и его знания должны меняться соответственно. У нас таких студентов больше половины. Вообще, представление о том, что учеба может длиться всю жизнь, популяризация такого подхода к образованию лежат в основе всего, что мы делаем в edX. И, например, спрос на непрерывное обучение — одна из причин, по которой мы недавно запустили бесплатные курсы для профессионалов».

НИКОЛАЙ ВЯХХИ

основатель Stepic.org

«Онлайн-курсы постепенно переходят от копирования офлайн-курсов к новым форматам. Они укорачиваются, становятся более интерактивными и практичными, перестают быть просто нарезками видеолекций. Да, процент завершающих курсы невысокий, потому что на них легко записаться. Даже в 2012 году курс edX «Микросхемы и электроника» успешно завершили менее 5%. Но это 7000 человек, что соответствует приблизительно 70 годам выпуска такого же курса в кампусе МТИ. Я бы не сказал, что это плохой результат. О проблеме форумов я думаю вот что. Сообщения там не особо конструктивны и излишне негативны только в первые недели курса, когда основная масса записавшихся сомневается в том, нужно им все это или нет. Но начиная со 2–3 недели форумы превращаются в очень мощный образовательный инструмент. В частности, активное участие в дискуссиях на форуме сильно коррелирует с успешностью завершения курса. Основная проблема МООК — необходимость быть self-directed autodidact, «самостоятельным самоучкой». Это пока ограничивает их применимость для тех, кому сложно учиться и мотивировать себя самостоятельно. Но, если объективно относиться к онлайн-образованию в целом, уже сейчас многие знания люди получают именно онлайн, вопрос только в форматах».

ХАНС КЛЁППЕР

основатель Iversity.org

«По-моему, проблема с низким процентом прохождения МООК, которая привлекла такое внимание СМИ, — одно сплошное недоразумение. Дело же не в этом низком проценте, а в низком пороге входа. Слушателей, бросивших или не способных пройти курс, не наказывают. Многие записываются из любопытства или потому, что хотят иметь возможность взяться за курсы в будущем. У нас, к примеру, просто из любопытства регистрируются 27% пользователей. В то же время 28% регистрируются, потому что хотят новую работу. Россия, кстати, по количеству студентов входит в наш топ-10. Показатель выполнения заданий — на всех платформах, не только у нас — после второй недели учебы составляет больше 50%, и это соответствует показателями в обычном вузе. Даже если процент прохождения в итоге кажется низким, в абсолютном выражении количество людей, завершающих учебу, все равно впечатляет! Говорить, что онлайн-курсы умирают, — все равно что сравнивать их с вирусным роликом на ютьюбе. Онлайн-курсы — это не какое-то модные мобильное приложение, которое устаревает через неделю. Это часть общего движения в сторону дигитализации образования».

ЯКОВ СОМОВ

основатель Lektorium.tv

«Я считаю, что произошла, в общем-то, типичная история. Сначала была взрывная популярность, а потом инвесторы стали создавать вокруг движуху, чтобы на этой волне как-нибудь заработать. При этом вопрос, а зачем, собственно, эти курсы нужны, остался в стороне. Понятно, что тем, у кого нет доступа к качественному образованию, эти проекты необходимы. Но зачем они вузам? Зачем бизнесу? Зачем государству? Сейчас шумиха проходит — начинается период осмысления. Каждый участник образовательного рынка находит свои ответы. Мы, например, изначально четко определили, что первые курсы Lektorium.tv запускаются для старшеклассников в качестве профориентации. В результате мы собрали 6000 школьников со всей страны. И, скажем, на нашем курсе «Небесная механика», как мы выяснили во время выдачи сертификатов, учился целый класс из Надыма».

ДМИТРИЙ ГУЖЕЛЯ

основатель Universarium.org

«Почему-то большинство людей, которые нахваливают МООК, называют их чуть ли не единственным средством образования в будущем. Тем самым они оказывают медвежью услугу как развитию МООК, так и их восприятию со стороны. На самом деле массовые курсы скорее являются первой ступенью к последующему обучению, их задача замотивировать и заинтересовать. Простая аналогия: никто не пытается применять атомную бомбу и снайперскую винтовку для решения одних и тех же задач. Массовые курсы — это огромный невидимый невод, который забрасывается в виртуальное пространство и вытягивает только самую умную рыбу — самых заинтересованных в учебе пользователей. Те самые 6–10%, которые и нужны университетам. Это борьба за студентов, за кадры, если хотите. Только представьте: на курсе «Инвестиции в будущее» РЭУ им. Плеханова училось 35 000 человек. Из них успешно завершили его 7000. Из них 650 человек пожелали продолжить обучение в университете. Или другой пример: сейчас вместе с московскими техническими вузами мы делаем несколько мотивационных курсов, рассчитанных на школьников старших классов. В том числе — курс по авиамоделированию с МАИ. Его занятия построены по формату смешанного обучения. Теоретическую часть слушатели проходят заочно, а потом лучшие из них, те самые 10%, приходят в вуз и создают на 3D-принтерах реально летающие модели вместе с преподавателем. Забудьте про революцию в образовании — нет никакой революции. МООК — это следующая реинкарнация дистанционного обучения, удачная мутация, рассчитанная на массовое воздействие. Она не пожирает высшее образование, а дополняет его».

НАТАЛЬЯ ЧЕБОТАРЬ

главный редактор журнала Edutainme и соорганизатор Edcrunch

«На мой взгляд, сейчас МООК — это еще больший переворот, чем два года назад. Они начинают влиять на процесс поступления в вузы: edX, например, запустил курсы для школьников. Работодатели уже ищут в LinkedIn выпускников МООК. Закончить онлайн-курс не так-то просто, а результаты разительно отличаются от того, что могут дать вузы третьего эшелона, которых в мире большинство. Некоторые университеты уже засчитывают курсы, пройденные онлайн. Данные, накопленные учебными платформами, по-новому объясняют, что на самом деле работает или не работает в образовании. Педагогика наконец-то становится точной наукой. Меняются форматы обучения. В онлайне тяжело мыслить такими крупными формами, как полугодовой курс. А короткие пятиминутные модули можно замешивать в разных пропорциях, делая учебный процесс как никогда персонализированным. При этом сейчас МООК-платформы находятся в зародышевом состоянии. Функционал будет развиваться. Будет больше лабораторий, игр, симуляторов, инструментов для работы в больших и небольших группах. Скажем, симуляторы по химии или контекстные комментарии для литературных занятий уже сейчас есть, но пока не в каждом курсе. Соглашусь, что онлайн-курсы — это только часть учебного процесса, но они, как лакмусовая бумажка, задают такой уровень, на фоне которого твой вуз кажется потерей времени. Никогда еще программы в Гарварде и МГУ, например, нельзя было так подробно сравнить друг с другом, а теперь можно. Традиционным университетам придется соответствовать. Или подвинуться и оставить себе вопросы социализации и контроля за теми, кому сложно себя мотивировать».

Источник: vozduh.afisha.ru

Вернуться назад...

МЕТКИ >, ,