Результаты оценки компетенций взрослых

В 2013 году Россия впервые в истории приняла участие в международной программе оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies — PIAAC), которая регулярно проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР — это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, членами которой являются 34 наиболее развитых государства мира (в основном страны Европейского союза), на долю которых приходится 60% мирового ВВП. Россия не является членом ОЭСР.

Целью программы PIAAC является сбор и анализ данных, которые призваны помочь правительствам стран ОЭСР в оценке, мониторинге, анализе уровня и распределения компетенций взрослого населения, что является необходимым, например, при формировании программ развития трудовых ресурсов государства.

Для России это исследование является уникальным, так как подобного рода сбор и анализ информации до 2013 года проводился исключительно в среде школьников. Взрослые же россияне приняли участие в таком масштабном исследовании впервые.

К сожалению, средства массовой информации России не вполне корректно изложили информацию о результатах исследования PIAAC 2013 года, в связи с чем, после изучения официальных обзорного и технического отчётов, я решила описать наиболее интересные специфические моменты исследования, о которых российские журналисты умолчали.

В открытом доступе в сети Интернет доступны следующие отчёты на английском языке:Обзорный отчёт PIAAC 2013Технический отчёт PIAAC 2013

В 2013 году участие в PIAAC приняли 157 тысяч человек в возрасте от 16 до 65 лет 24 государств, из которых: 22 государства из числа стран-членов ОЭСР, Кипр, в качестве государства-партнёра ОЭСР, и Россия. При этом, поскольку Россия не является членом ОЭСР и не имеет статуса партнёра ОЭСР, результаты исследования для РФ не включены в официальный отчёт PIAAC 2013. Познакомиться с результатами исследования по России можно лишь в техническом отчёте PIAAC. Кроме того, в исследовании не принимали участие жители Москвы. Как следует из информации на странице 21 обзорного отчёта, не смотря на то, что результаты, касающиеся России, включены в технический отчёт, их нельзя считать репрезентативными для группы лиц в возрасте от 16 до 65 лет вследствие исключения жителей Москвы из результатов исследования. Всего в исследовании участвовали более 5 тысяч россиян в возрасте от 16 до 65 лет из почти 100 населенных пунктов.

На странице 30 главы 10 технического отчёта в сноске 51 сообщается, что, не смотря на то, что Россия использовала методику выявления фальсификаций результатов исследования, в отчётах России всё-таки была обнаружена значительная доказанная фальсификация предоставленных данных. Кроме того, на странице 33 главы 10 технического отчёта указано, что организаторы исследования рекомендовали использовать странам-участницам автоматизированную систему управления данными, в том числе, во избежание фальсификаций в результатах исследования. Однако, три страны не использовали рекомендованную методику анализа данных, в том числе Россия. Также в результатах исследования для России статистическая погрешность оказалась в среднем 5 раз выше, чем в других странах.

В остальном результаты исследования были представлены в российских СМИ более-менее адекватно.

В рамках программы PIAAC проводится оценка компетенций взрослого населения в трёх сферах: общая грамотность (Literacy), математическая грамотность (Numeracy) и способность решения задач в технологически насыщенной среде (Problem solving in technology-rich environments — PSTRE).

Последний пункт считается наиболее важным, ключевым в современном обществе. В соответствии со сложившейся традицией, третий наиболее важный тип компетенции в России принято называть ИКТ-компетенцией, или, проще говоря, «компьютерной грамотностью». Результаты исследования в части оценки ИКТ-компетенции россиян оказались неожиданными. Выяснилось, что 40,5% взрослых россиян находится на самом низком уровне шкалы ИКТ-компетенции. Иначе говоря, у большинства респондентов диагностирована «компьютерная безграмотность».

Лучшей ситуация оказалась в области общей грамотности. Результат России — 275 баллов оказался примерно равным среднему по ОЭСР — 273 балла. Примерно такой же результат показали жители Эстонии — 275, Бельгии — 275, Норвегии — 278, Швеции — 279. Намного лучше дела с общей грамотностью обстоят у граждан Японии — 296, Финляндии — 288 и Нидерландов — 284.

Та же картина сложилась с математической грамотностью. Россия получила 269 баллов, что равно среднему баллу по ОЭСР. Для сравнения: Эстония — 273, Словакия — 275, Австрия — 275, Швеция — 279. Первое место снова заняла Япония — 288 баллов. На втором месте опять Финляндия — 282 балла. Третье место разделили Бельгия и Голландия, набравшие по 280 баллов в математике.

Кроме того, исследование преподнесло массу других сюрпризов.  Например, женщины России показали несоизмеримо лучший результат, чем мужчины, — причем по всем параметрам, включая компьютерный (в части общей грамотности — 282 балла против 278, по математической грамотности — 275 против 274, по решению задач в технологически насыщенной среде — 285 против 281).

Очень большой неожиданностью стал провал всех показателей у поколения, которому сейчас 30-34 года — выпускников школы середины-конца 1990-х годов.

Оказалось также, что с повышением образовательного уровня наблюдается тенденция увеличения среднего балла по трем оцениваемым областям. Первый «пик» грамотности приходится на период окончания средней школы. Второй «пик» относится к образовательному уровню «бакалавр» — молодые люди, продолжающие свое образование и находящиеся в высокой фазе развития. В целом, с возрастом уровень навыков имеет тенденцию к понижению. Однако, для возрастной группы в 45-49 лет наблюдается подъём уровня сформированности навыков. Именно эта группа включает в себя самых образованных и высококвалифицированных взрослых.

Вернуться назад...

МЕТКИ >, , , , , , , , ,