title
 
 

ДЕНИ ДИДРО

Образование придаёт человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.

Начало третьего тысячелетия открыло новую страницу развития нашей цивилизации. Каким содержанием будет заполнена эта новая, пока ещё чистая страница, зависит от каждого из нас. Говорю без преувеличения, поскольку само тысячелетие началось с невиданного роста персональной ответственности, индивидуального вклада в историю всей цивилизации. Главное, к чему должна привести человека эволюция — рост весомости личностных достижений, вкладу в развитие истории, к актуализации личностного «Я».

Сегодня российское общество пребывает в состоянии поиска собственного пути развития, налаживает культурные, экономические, политические и другие связи. Для ускорения этих процессов необходимо как можно скорее определиться с тем, каких граждан и для какого общества мы должны готовить, какими должны быть социальные условия развития, чтобы каждый гражданин мог чувствовать себя счастливым человеком. Реформирование общества характеризуется неизбежностью усовершенствования форм и условий жизнедеятельности человека, вовлечения всех граждан в процесс социального творчества. Изменения во всех сферах деятельности ведут также и к выработке новой современной концепции образования.

Традиционно профессиональная деятельность педагогов предусматривает осуществление весомого влияния на развитие и формирование мировоззрения каждого ученика — творца будущего. Современный учитель должен научить своих учеников быть открытыми, подготовленными к преодолению трудностей, ориентированию в новом информационном обществе, постоянному самосовершенствованию и стремлению самореализации. В этом процессе возникает самый важный вопрос о том, какие же ценности должны служить ориентиром для будущих поколений? Этот вопрос является краеугольным, поскольку ценности выполняют роль перспективных стратегических жизненных целей и определяют мотивацию жизнедеятельности. Ценности определяют моральные ориентиры и принципы поведения, поэтому любое общество заинтересовано в том, чтобы люди придерживались актуальных в современных реалиях правил поведения. Именно по этой причине, в самом начале своего развития, каждый ребёнок в цивилизованном обществе попадает под целенаправленное влияние воспитательного процесса. Деятельность в сфере образования, а особенно непосредственная педагогическая деятельность, тесно переплетена с основами мировоззрения человека. Педагогический процесс преимущественно выявляет и формирует новые ценностные ориентации личности, именно поэтому в педагогической деятельности важно руководствоваться такими мировоззренческими принципами, которые ориентируют человека на творческую самореализацию, осознание собственной сущности.

Сегодня общество — это наивысшая форма развития материи. Развиваясь, именно оно становится преобразующей силой всего, что существует вокруг, и это уже непреложный закон. Общемировую тенденцию развития культуры определяет переход от общества постиндустриального к информационному. Информация становится приоритетной среди всех остальных культурных ценностей и считается их основой. Постоянное отставание системы образования от потребностей общества, отсутствие образовательных форм для трансляции главного достижения научных знаний в формировании человека в 21 веке требует обоснования и изменений методологических основ современного образования.

В таких условиях следует прежде всего выделить основные характерные черты новой социокультурной реальности:

  • существенные изменения в субординации системы ценностей, обусловленные формированием нового типа отношений в обществе, потребностью в новой мировоззренческой ориентации;
  • новые явления в культуре, которые предоставляют практически неограниченные возможности для оптимизации реализации скрытого потенциала личности;
  • существенное расширение поля дифференциации жизненных потребностей и способностей;
  • начало диалога между основными культурными течениями в современном мире.

Все это требует нового уровня рефлексии самого понятия «образование», содержания, социокультурных особенностей, определения современной аксиологической основы образования, роли и места образования в обществе 21 века и перспективы его развития. Следовательно, на передний план выходят вопросы становления современных методологических основ системы образования, необходимых для решения образовательных задач, в первую очередь по выполнению задач гуманизации образования.

Таким образом, мы подходим к вопросу о формировании и наличии определенных качеств современного педагога. Каким же должен быть учитель в современных реалиях жизни? Вполне определённо можно говорить о следующих качествах:

  • наличие особого «глобалистского» мировоззрения, позволяющего самостоятельно объективно оценивать цивилизационные процессы;
  • ответственность, творчество, активность, позволяющие с одной стороны уважать многообразие культур, а с другой — учитывать в своей деятельности стратегические цели образования, заключающиеся в стремлении объединения нации, цивилизации для достижения наивысших целей;
  • способность формирования в системе взглядов подрастающего поколения образа личности и цивилизации, способных организовать качественное взаимодействие в глобальных масштабах.

Педагог может максимально качественно реализовать собственные педагогические задачи, раскрыть свой творческий потенциал, если только сама система образования обладает такими качествами, которые относятся к фундаментальным аксиоматическим категориям, без которых невозможно развитие личности с глобалистским мировоззрением. К такого рода категориям я отношу прежде всего:

  • универсальность, которая в системе образования состоит из двух взаимосвязанных частей: универсальность образованной личности, способной к результативному действию в широком диапазоне сфер жизни, и опора системы образования на универсалии, т.е. предельно общие понятия, объединяющие в единый проблемный узел множество сфер бытия;
  • целостность, являющаяся триадой следующих сторон: содержание образования, которое позволяет удержать целостность бытия квинтэссенцией перечня учебных предметов, методы его предоставления, опирающиеся на все способности человека: его интеллект, чувства, интерес к познанию, а также духовное единство мира и ученика, когда их невозможно разделить на «объект и субъект познания»;
  • фундаментальность — концептуальное изучение законов мира, выработка фундаментального смысла бытия, направленность на универсальные и обобщённые знания, существенные и устойчивые связи, на структурный и содержательный пересмотр учебных курсов, согласование их друг с другом для выработки единого культурно-научно-образовательного пространства;
  • компетентность и профессионализм — по своему значению противоположны узкой специализации и включают в себя такое важное обязательное качество, как этическая позиция по отношению к предмету своего изучения и исследования в контексте гармонии практичности и человечности;
  • гуманизация и гуманитаризация — процессы приведения образования, его смысла, содержания и формы в соответствие с природой человека, его души и духа.

Как известно, всего существует три способа восприятия человеком окружающего мира: научный, религиозный и мифологический. Зачастую люди не только не задумываются над тем, что лежит в основе их внутренней системы взглядов, но и не могут чётко аргументировать разницу между способами восприятия действительности. Но на самом деле это и не так важно, даже для педагога, поскольку независимо от способа мировосприятия педагог должен всегда оставаться объективным. И эта объективность учителя должна состоять в том, чтобы наравне с религиозными догматами или околонаучным (эзотерическим) пониманием мира, перед учениками всегда раскрывалось богатство научного восприятия мира. Именно по этой причине, например, в США с конца 20 века существует жёсткая ориентация на научное обеспечение учебного процесса, развитие творческих способностей и критического мышления учащихся. Считаю, что российской системе образования следовало бы с вниманием посмотреть на такого рода опыт.

На мой взгляд идеальная система образования с практической точки зрения в современных реалиях должна иметь следующие характеристики:

  • высокий уровень учебных достижений учащихся;
  • равные возможности доступа к образованию;
  • бесплатность образования;
  • всеобъемлющая, а не избирательная природа базового образования;
  • важная роль местных властей и муниципалитетов в организации процесса образования (особенно в сельских поселениях);
  • гетерогенные группы тех, кто обучается, отсутствие катетеризации и отбора учащихся;
  • индивидуальная поддержка учебного процесса и предоставление социальной помощи учащимся, инклюзивность учителей;
  • гибкость системы — доверие и полномочия;
  • гибкое административное регулирование, готовность предоставления поддержки, а не только грубый бюрократический контроль;
  • доверие школе, её руководству, учителям и обучающимся;
  • интерактивные методы работы;
  • влияние местных органов власти;
  • ориентация на развитие — отсутствие тестов и рейтингов;
  • высококвалифицированные самостоятельные учителя.

Достижение такого сочетания вышеперечисленных характеристик образования возможно лишь при доминировании научного способа восприятия мира.

Вернуться назад...