title
 
 

МОИ УЧЕНИКИ

ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

ОБ УЧЕНИКАХ

Кто они? Какие они? Непременные вопросы, которые задают учителям и учителя задают сами себе не уставая. В моём случае ответ очень прост и своими корнями уходит в моё же понимание роли педагога в образовательной системе, в системе отношений тандема «ученик-учитель». Каждый из учеников — это личность. Личность одарённая, способная к самостоятельной активности, творческая, свободная и независимая. В моей практике встречаются разные дети, наделённые совершенно различными качествами. Встречаются дети трудолюбивые и не очень, разные по темпераменту, с различным мировосприятием, счастливые и несчастные в силу различных жизненных обстоятельств. Нет среди них только тех, кто лишён таланта. Каждому из моих учеников от рождения дан некий особый дар, талант, рассмотреть и помочь развиться которому — моя первоочередная педагогическая задача. К сожалению, общественное мнение зачастую рассматривает ребёнка как некий хаотичный элемент бытия, материального мира, который следует, подобно тому как скульптор обрабатывает камень, «обтесать» и «оформить». Большинство взрослых подсознательно исповедует мысль о том, что дети что-то «должны» миру взрослых. А если так, то они считают возможным присваивать себе право «перековывать» и «культивировать» малышей. При этом, естественно, взрослыми себе присваивается некая индульгенция, заранее искупающая грех насилия, проявляющегося в подавлении тех или иных ростков свободы в ребёнке. Вот именно этого я и опасаюсь. Опасаюсь присвоить себе под влиянием общественного мнения, этого позорного явления в человеческом обществе, те права по отношению к ученикам, которыми в силу развития законов гуманизма никто не может обладать.

 

УЧЕНИКАМ

Я надеюсь, что эти строки прочтут мои бывшие уже повзрослевшие ученики и согласятся со мной. Надеюсь, что эти строки прочтут и ученики нынешние и будущие. Говорю вам, мои дорогие. Вы настолько талантливы, что, сотрудничая с вами в образовательном процессе, я изменяюсь также. Говорю именно о сотрудничестве, поскольку на уроках и вне уроков вы даёте мне возможность личностного развития во взаимодействии с вами. Не вы развиваетесь под моим влиянием, а МЫ развиваемся вместе, растём духовно с тем, чтобы сделать окружающий нас мир лучше, безопаснее, чище. Я же делаю всё, чтобы вы не жили во вражде и, таким образом, избегали агрессии, трансформировали её в энергию защиты слабых и, таким образом, милосердие. Я не критикую вас, чтобы вы не учились ненависти; не высмеиваю, чтобы сохранить в вас данную от рождения открытость миру; не упрекаю вас, чтобы вы не жили с чувством вины. Напротив, я учу вас жить в терпимости, чтобы вы учились понимать других; подбадриваю, чтобы вы научились верить в себя и свои силы; хвалю, чтобы вы учились быть благодарными; учу жить в безопасности, чтобы вы научились верить в людей. Я учу вас жить в понимании и дружелюбии, умению находить в нашем мире любовь. И что бы между нами не происходило, какие бы не возникали ситуации, знайте, дорогие и бесконечно талантливые мои ученики, я люблю вас.

Вернуться назад...