Конец «великой социалистической»

В концепции единого учебника истории России преступный октябрьский коммунистический путч 1917 года, который ранее именовался «великая октябрьская социалистическая революция», более не признается ни «великим», ни «социалистическим», а представлен лишь как этап «Великой русской революции». Об этом в интервью телеканалу «Дождь» 31 октября 2013 года рассказал замдиректора Института российской истории РАН, член авторского коллектива проекта Историко-культурного стандарта Сергей Журавлёв.

Историки объясняют, что изначально формулировали задачу отказать Октябрьской революции в признании её «великой» и «социалистической». При этом очень многие граждане выступили за то, чтобы так или иначе упоминание о ней осталось.

СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЁВ

В результате в учебнике говорится о Великой российской революции, прошедшей в своем развитии несколько этапов (в скобочках: в том числе Октябрьская революция). Нет ни слова «великая», ни «социалистическая».

Также историк отметил, что термин «Великая русская революция» — это примерно то же самое, что говорят французы о своей революции.

СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЁВ

Есть Великая французская революция, у нас есть Великая российская революция 1917 года, которая прошла в своем развитии несколько этапов: события в феврале (раньше называлась февральской), события в октябре (раньше называлась Октябрьской революцией) и гражданская война как продолжение революции.

Кроме того, Журавлёв подчеркнул, что все вошедшие в концепцию единого учебника истории формулировки и персоналии — это результат общественного консенсуса.

СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЁВ

Когда был опубликован первый вариант, стандарт, то началось общественное обсуждение. И мы встречались и с ветеранами войны и труда, и с религиозными деятелями, и со школьными учителями, и с родительской общественностью, и даже со школьниками самими встречались члены рабочей группы, которые занимались подготовкой.

Накануне днем Российское историческое общество завершило работу над концепцией единого учебника истории и передало его на утверждение в Кремль президенту Владимиру Путину. Единый стандарт преподавания истории в школе разработала рабочая группа во главе с Нарышкиным, министром образования Дмитрием Ливановым и министром культуры Владимиром Мединским. Как ожидается, на основе этой единой концепции учебно-методического комплекса будут разрабатываться новые учебники истории, по которым будут учиться ученики российских средних школ. Концепция охватывает период с Древней Руси до 2012 года. В стандарт включены оценки ключевых событий истории и даны основные подходы к преподаванию предмета в школе, а также перечислены темы, события и персоналии, которые должны войти в учебники. В конце брошюры перечислены 20 трудных вопросов истории России, по которым планируется издать отдельные пособия и методички.

Ожидается, что новые учебники истории будут написаны не раньше чем через год. Как пояснил в интервью газете «Коммерсантъ» директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

АЛЕКСАНДР ЧУБАРЬЯН

Сам учебник должен быть написан хорошим языком, чтобы увлечь школьника. Поэтому группе историков, которая решит выйти на конкурс, наверняка потребуется помощь писателя. К такому учебнику обязательно нужно электронное приложение, куда логичнее перенести все таблицы, диаграммы, карты и весь дополнительный материал.

Помимо изменений интерпретации событий октября 1917 г. в учебнике также пересмотрен термин «татаро-монгольское иго». Эту формулировку под давлением ученых Татарстана заменят на более этнически нейтральную — «иго Золотой Орды».

Остаётся лишь сожалеть, что события октября 1917 года в новом учебнике не будут названы словами, которые наиболее точно передают их суть: «преступный октябрьский коммунистический путч 1917 года, положивший начало братоубийственной войне, богоборчеству, подорвавший основы многовекового общественного устройства России, нанесший тяжёлый урон православной Церкви и другим религиозным конфессиям».

Вернуться назад...

МЕТКИ >, , , , ,