Готовимся к конференции НОУ

В марте 2015 года состоится школьный этап защиты проектно-исследовательских работ в рамках конференции  межшкольного научного общества учащихся образовательных организаций Володарского муниципального района «Путь в науку». В этом году произошли существенные изменения в части требований к работам и системы их оценивания.

1. Требования к работам

1.1. Формат материалов:
Формат страницы: А4, границы: сверху и снизу по 2 см, слева – 3 см, справа – 1,5 см.
Шрифты: «Times New Roman». Кегль 14-й. Междустрочный интервал – одинарный.
Заголовки должны быть отделены от предыдущего и последующего текста отбивками (пустыми строками). После слов «введение», «заключение», «список используемых источников», «список литературы», «приложения», после наименований разделов, а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.
Средства выделения текста: полужирный шрифт, курсив, подчеркнутый шрифт, выделение цветом, верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не рекомендуется.
В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию. Не следует задавать стили границ для отдельных ячеек. Допустимо, при необходимости, выделять ячейки цветом и объединять ячейки.
Нумерация производится в нижнем правом углу листа. На первой странице – титульном листе – номер страницы не ставится.
Список литературы должен располагаться в конце работы (перед приложениями) и оформлен в алфавитном порядке.
1.2. Титульный лист должен содержать наименование общеобразовательной организации, секции, темы работы, автора, руководителя (Приложение 3).
1.3. Требования к исследовательской работе
1.3.1. Цели и задачи исследовательской работы.
Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося (или группы учащихся), раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами научно – исследовательской работы являются:
— развитие навыков самостоятельной научно — исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
— проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
— проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
— демонстрация умений систематизировать, анализировать и применять полученные в ходе исследования данные.
1.3.2. Организация выполнения работы
Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений. Выдвижение учащимися проблемы для исследования должно основываться на фактах окружающего мира: наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознания, которое может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
Алгоритм работы по написанию исследовательской работы:
— сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;
— анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
— разработка концепции и планирование исследования;
— подбор методов и методик осуществления исследования;
— проведение исследования;
— обработка полученных данных;
— письменное оформление теоретического и исследовательского ма­териала в виде целостного текста;
— представление к защите и защита работы.
1.3.3. Структурные компоненты научно-исследовательской работы — титульный лист, содержание, введение, главы основной части, выводы, заключение, список литературы, используемых интернет-источников информации, приложения.
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам (Приложение 3).
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования, указываются цель и задачи исследования, коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Во введении также должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
— не включает в себя слишком много положений;
— не содержит не однозначных понятий;
— выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
— гипотезу можно проверить и приложить к широкому кругу явлений;
— не включает в себя ценностных суждений;
— имеет правильное стилистическое оформление.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
— определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
— изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
— обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
— перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы учащегося. В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы.
Раздел основной (экспериментальной) части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
— выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
— выводы должны соответствовать поставленным задачам;
— выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
— выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В список литературы включаются только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно — исследовательской работы.
1.4. Требования к проектной работе.
Результатом проектной работы является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для активного применения и использования в повседневной жизни. Социальные проекты – проекты, направленные на решение какой-либо социальной проблемы. Результаты проектных работ должны быть ориентированы на социальные интересы самих учащихся. Проект разрабатывается с целью его последующей реализации.
1.4.1. Целью проектной деятельности является поиск учащимися новых комплексных знаний, овладение умениями их использования при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.
Задачи:
— развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной деятельности, их применение к решению актуальных практических задач;
— умение видеть конкретную проблему, проводить количественный и качественный ее анализ;
— ориентация на разработку общественно-значимых, социально направленных проектов.
1.4.2. Организация выполнения работы
— тема проектной работы самостоятельно выбирается учащимся, либо творческой группой совместно с руководителем в процессе общего обсуждения;
— выбирается форма проекта (мини-проекты, краткосрочные проекты, долгосрочные проекты);
— в процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки.
1.4.3. Требования к содержанию проектной работы:
— проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование и решение;
— проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность его применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
1.4.4. Структура проектной работы.
Титульный лист является первой страницей проектной работы и заполняется по определенным правилам (Приложение 3).
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.
Во введении обозначается актуальность выбранной темы (проблема, цель проекта, задачи по реализации проекта, план (содержание) работы.
Описание проектной работы и ее результаты содержит следующие разделы:
— теоретическая часть;
— практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты, описание проекта, механизм реализации проекта – этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий);
— назначение и применение проекта;
— выводы.
Рефлексия деятельности включает в себя оценку степени достижения поставленных целей (оценивание качества результатов, приобретенные знания, умения, навыки). Вопросы рефлексии:
1.   Над чем мы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта).
2.   Как мы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи).
3.   Для чего мы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом).
4.   Какие знания и умения нам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде).
5.   Какой опыт мы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку).
6.   Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической  оценке процесса проекта и к конструктивным выводам).
В список литературы включаются только использованные в тексте работы источники литературы.
1.5.Работа может содержать приложения с иллюстрированным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.д.). Приложения не входят в общий объем работы и помещаются после списка литературы и источников информации. Список приложений с их порядковыми номерами указывается в оглавлении.
1.6. Объем работы — не более 30 страниц (без учета приложений).
1.7. Работы помещаются в пластиковый скоросшиватель.

2. Критерии экспертной оценки исследовательских работ

2.1. Критерии экспертной оценки заочного тура исследовательских и проектных работ учащихся муниципального этапа Конференции

Естественно-научная секция
1. Обоснованность темы работы (целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы работы)
2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме работы
3. Теоретическое обоснование (представлена и обоснована модель объекта, показаны ее недостатки)
4. Обоснованность методик (доказана логически и / или со ссылкой на источники и / или приведением фактов)
5. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы (или группой учащихся)
6. Логичность и обоснованность эксперимента / наблюдения, обусловленность логикой изучения объекта
7. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, таблицы, схемы, фото)
8. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты
9. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы
10. Конкретность выводов и уровень обобщения (отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других)
11. Практическая значимость работы

Физико-математическая секция
1. Актуальность темы работы
2. Проблемный (поисковый) характер работы
3. Наличие элементов научной новизны
4. Практическое и / или теоретическое значение работы
5. Правильность определения объекта, предмета, цели и задач исследования
6. Содержательный анализ литературы по теме, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы
7. Логичность, грамотность и аргументированность изложения материала
8. Целесообразность использования методов и правильность проведения процедуры исследования
9. Четкость и аргументированность выводов
10. Соответствие требованиям оформления
11. Соответствие возрастным интересам и познавательным возможностям учащихся

2.2. Критерии экспертной оценки публичной защиты исследовательских и проектных работ учащихся муниципального этапа конференции

Естественно-научная секция
1. Определение актуальности выбранной темы
2. Определение целей и задач исследования
3. Структурированность (организация) сообщения, обеспечивающая понимание содержания
4. Доступность сообщения о содержании работы, её целях, задачах, методах и результатах
5. Четко сформулированы заключение и выводы
6. Культура выступления (чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории)
7. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 5 минут)
8. Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по теме сообщения

Физико-математическая секция
1. Актуальность и значимость выбранной темы
2. Аргументированность социальной значимости темы работы (обоснование: анализ ситуации и выделения проблемы)
3. Практическая  и / или теоретическая значимость работы
4. Наличие исследований, проведенных в ходе решения проблемы
5. Грамотность представления полученных результатов
6. Уровень изложения материала (логичность, доступность для понимания)
7. Культура выступления (чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории)
8. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 5 минут)
9. Культура дискуссии (умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос)

3. Подведение итогов и  награждение участников Конференции

3.1. Итоги Конференции подводятся в день проведения очного этапа Конференции.
3.2. Общий балл участников муниципального этапа Конференции складывается из суммы двух оценок – экспертной оценки исследовательской, проектной работы и экспертной оценки публичной защиты работы.
3.3. Победители и призеры Конференции определяются по каждой секции отдельно и награждаются Дипломами Управления образования администрации Володарского муниципального района.
3.4. Список победителей и призеров Конференции утверждается приказом Управления образования.
3.5. Победители и призёры Конференции рекомендуются Оргкомитетом для участия во Всероссийских конкурсах исследовательских работ.
3.6. Участники Конференции получают Свидетельство участника муниципальной Конференции научного общества учащихся «Путь в науку».

Вернуться назад...

МЕТКИ >, ,