Элективный курс

Вниманию обучающихся старших классов новосмолинской МАОУ СОШ №48 предлагается элективный курс «Избранные разделы математики в старшей школе», проходящий под девизом: «Сильнее в математике — успешнее будущее».

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Данный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответствующих компетентностей по ним. Приобретенные в процессе обучения знания и навыки существенно помогут обучающимся выпускных классов в ходе сдачи единого государственного экзамена.

Предлагаемый курс старшеклассникам следует выбрать по многим причинам. В высокотехнологичной экономике математическая наука занимает центральное место. На рынке труда в России имеет место колоссальное перепроизводство экономистов и юристов, то есть специалистов, которые изначально не способны производить материальные блага. Подобный перекос неизбежно ведёт к упадку экономики. При этом наблюдается колоссальный недостаток специалистов в тех отраслях экономики, где математика является основой деятельности.  Именно поэтому в государственной программе развития образования до 2020 года центральное место отведено математике.

Представляя общественности  государственную программу развития образования до 2020 года, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил:

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ

Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Мы уже разработали и в течение короткого времени утвердим и будем в течение нескольких лет реализовывать план усиления математического образования в России.

МОТИВАЦИЯ

С целью укрепления мотивации я подготовила для обучающихся два постера, которые помогут старшеклассникам и их родителям сделать свой выбор:

poster-2

poster-1

Если вам понравится мой элективный курс «Избранные разделы математики в старшей школе», вы можете передать товарищам, коллегам данные постеры в электронном или печатном виде, предварительно загрузив их в формате PDF: Постер №1Постер №2

 

ОПИСАНИЕ

Теперь о деталях самого элективного курса. Программа обучения состоит из четырех завершенных образовательных разделов продолжительностью по 17 часов каждый:

  • Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем, использование свойств функции;
  • Геометрия;
  • Функции в задачах с параметрами в курсе  старшей школы и на ЕГЭ;
  • Подготовка к единому государственному экзамену.

Полностью курс рассчитан на один учебный год по два часа в неделю аудиторных занятий. Общий объем развернутого курса составляет 68 часов.

Предлагаемый курс освещает вопросы, оставшиеся за рамками школьного курса математики. Он выполняет следующие основные функции:

  • развитие содержания базовых учебных предметов по математике, что позволяет поддерживать их изучение на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
  • удовлетворение познавательного интереса обучающихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.

Поэтому одной из важных задач введения этого курса является не только прагматическая составляющая по развитию интереса к математике, как необходимому средству поступления в ВУЗ, но и развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решенной задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. В математике эквивалентом эксперимента других предметов естественно-научного цикла является решение задач. Поэтому и курс строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Направленность курса – развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

ФОРМА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

В процессе реализации элективного курса используются разнообразные подходы к организации занятий: как академические лекции, семинары, уроки, так и проектная, исследовательская деятельность, а также практика, игровые технологии и т.п.

lms

Система управления обучением доступна в сети Интернет по адресу: http://lms.tmel.ru

Кроме того, специально для элективного курса «Избранные разделы математики в старшей школе» мной введена в эксплуатацию персональная система управления обучением, технической основой которой является та же самая платформа, что и в самом большом в мире проекте в сфере интернет-образования Cisco Networking Academy, обслуживающем образовательные потребности более 1,5 миллионов человек по всей планете. Инсталляция системы выполнена на моём личном веб-сервере, защита информации в рамках системы производится с использованием самых последних достижений криптографии.

Системы управления обучением (англ. Learning Management System) в современной образовательной системе являются основой учебной деятельности и используются для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа.

КОНТРОЛЬ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ЗНАНИЯ

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся овладеют:

  • элементами теории множеств, умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач;
  • нестандартными методами решений уравнений и неравенств с использованием свойств функций;
  • геометрическими сведениями, которые не только помогут учащимся углубить свои знания по геометрии, проверить и закрепить практические навыки при систематическом изучении геометрии, но и предоставляют хорошую возможность для самостоятельной эффективной подготовки к вступительным экзаменам по математике в ее геометрической части;
  • навыками решения нестандартных задач, включая задачи с параметром, для этого предложена некоторая классификация таких задач и указаны характерные внешние признаки в их формулировках, которые позволяют школьнику сразу отнести задачу к тому или иному классу;
  • умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой;
  • элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

В рамках элективного курса предполагается различный текущий и итоговый контроль: тесты, самостоятельные работы, выполнение проектов и исследовательских работ. Способ изложения материала в проектах побуждает учащихся не просто механически запоминать учебный материал, но и размышлять над ним в процессе обучения.

С учетом того, что данный курс выбирается учащимися самостоятельно, при оценке результата используется наравне с традиционной и нетрадиционная система оценивания, являющаяся частью логики функционирования системы управления обучением http://lms.tmel.ru.

Практически по каждой теме, затронутой в программе, элективный курс предоставляет учителю и ученику дополнительные материалы как теоретического, так и практического характера. Кроме того, отдельные пункты курса могут послужить основой для докладов на математических кружках и факультативах. Первый раздел программы курса (см. ниже) представлен наиболее полно, так как охватывает широкий круг вопросов.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1

Нестандартные методы решений уравнений, неравенств и их систем. Использование свойств функции.
  • Использование области определения функций — 3 часа.
  • Использование ограниченности функций. Использование свойств синуса и косинуса — 4 часа.
  • Замечательные неравенства — 3 часа.
  • Использование симметрии аналитических выражений. Использование чётности функции — 3 часа.
  • Математика в решении прикладных задач. Наибольшие и наименьшие значения параметров в прикладных задачах — 4 часа.

 Раздел 2

ГЕОМЕТРИЯ.
1. ПЛАНИМЕТРИЯ.
  • Прямоугольный треугольник — 1 час.
  • Вычисление медиан, биссектрис, высот треугольника — 2 часа.
  • Свойства касательных, хорд, секущих — 1 час.
  • Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники — 1 час.
  • Различные формулы площади и их применение — 2 часа.
  • Теоремы Чевы, Эйлера, Стюарта, Птолемея — 2 часа.
2. СТЕРЕОМЕТРИЯ.
  • Сечения многогранников — 3 часа.
  • Многогранники и тела вращения — 3 часа.
  • Углы между прямыми, прямыми и плоскостями — 2 часа.

Раздел 3

Функции в задачах с параметрами в курсе старшей школы и на ЕГЭ.
  • Рациональные функции — 2 часа.
  • Иррациональные функции — 3 часа.
  • Тригонометрические функции — 3 часа.
  • Показательные функции — 2 часа.
  • Логарифмические функции — 3 часа.
  • Особенности заданий с параметрами в ЕГЭ — 4 часа.

Раздел 4

Подготовка к единому государственному экзамену.
  • Задания В — 3 часа.
  • Задания С1 — 3 часа.
  • Задания С3 — 4 часа.
  • Задания С2 — 3 часа.
  • Задания С4 — 4 часа.

Вернуться назад...

МЕТКИ >, , , ,